1 Истоки межрасовых барьеров. Исторические корни расизма, джимкроуизма - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Львиная доля учебного времени в подготовке журналистов не без оснований... 1 35.65kb.
Нестерова Татьяна Петровна Духовно-исторические истоки национального... 1 422.41kb.
Критика расизма о двух сторонах всякого вопроса группа: Проверил... 1 386.59kb.
Собрание трудов Морфология «волшебной» сказки Исторические корни... 6 1629.2kb.
Духовные корни секса Причина стеснительности "Эгоизм" и "альтруизм"... 2 401.59kb.
По результатам опроса будет проведен анализ негативного влияния административных... 1 30.79kb.
Будучи ребенком, я девять раз меняла местожительство. И как только... 9 3358.74kb.
21 марта 2014 года прокуратура проводит «горячую линию» по вопросу... 1 12.66kb.
Школа В. О. Ключевского в мире науки § Истоки, «контуры» и«горизонты»... 1 213.88kb.
1. Узнаю имена Запоминание имён друг друга 1 34.05kb.
Генетические корни и факторы формирования исторического пейзажа в... 1 162.86kb.
Издание моу” Дробышевская сош” №4 для учителей, учеников и их родителей 1 54.95kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

1 Истоки межрасовых барьеров. Исторические корни расизма, джимкроуизма - страница №1/2



СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. БОРЬБА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ НЕГРИТЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ АМЕРИКИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА 9

1.1. Истоки межрасовых барьеров. Исторические корни расизма, джимкроуизма. 9

1.2. Расизм как система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими. 28

1.3. Джимкроуизм – система дискриминационных расистских мероприятий и традиций в отношении негритянского населения США. 34

Глава 2. МАССОВЫЙ ПРОТЕСТ ЧЕРНОГО НАСЕЛЕНИЯ 37

В 50-Х – 60-Х ГОДАХ 20 ВЕКА. 37

2.1.Предпосылки и неожиданный характер обострившейся расовой проблемы 50-х годов 37

2.2. Мартин Лютер Кинг – создатель негритянской организации «Южная конференция христианского руководства». 45

2.3. 60-е года 20 века – апогей борьбы за гражданские права чернокожих граждан Америки. 50

Глава 3. ИНТЕГРАЦИЯ АФРОАМЕРИКАНЦЕВ В СОВЕРЕМЕННОЕ АМЕРИКАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 65

3.1. Мультирасовый и мультиэтнический характер современного американского общества 65

3.2. Афроцентризм как проявление «черного сепаратизма» 71

3.3. Рейган - Буш - Клинтон: новый этап борьбы за права чернокожего населения. 79

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93

ЛИТЕРАТУРА 97


ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в мире достаточно сложно найти государство, которое было бы полностью однородным по своему этническому, культурному, религиозному и языковому составу. При рассмотрении межрасовых и межэтнических отношений и положения национальных групп особого внимания заслуживают Соединенные Штаты Америки, поскольку, в первую очередь, страна представляет собой многообразие различных народов, рас, культур, традиций и обычаев. Речь идет об историческом опыте государственного регулирования межнациональных отношений, о правовом обеспечении распространения гражданских прав на всех жителей государства независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности.

США – одно из самых неоднородных в этническом отношении национальных сообществ, которому удалось установить, хотя и далекую от идеала, но все же относительно стабильную и демократическую политическую систему в многоэтническом контексте.

Прежде всего, это страна с уникальной структурой населения. На данный момент, представителем национальных меньшинств является каждый третий житель Америки. Число американцев, относящихся к меньшинствам, в 2005 году достигло 98 миллионов человек, что составляет примерно 33% населения США. Почти половину прироста населения США в 2004-2005 годах обеспечили выходцы из Латинской Америки. Об этом говорится в распространенном американским Бюро переписи населения пресс-релизе. Число латиноамериканцев в США впервые превзошло число американцев африканского происхождения, и они стали, таким образом, крупнейшим национальным меньшинством страны. «Общество иммигрантов», как еще называют Америку, сегодня переживает новый иммиграционный бум, увеличивается поток иммигрантов азиатского происхождения - китайцев, вьетнамцев, японцев.

Свои гражданские права и антидискриминационные гарантии представители расово-этнических групп завоевывали в ходе массовой организованной борьбы. Глубина вызванного этой борьбой общественно-политического кризиса способствовала широкому общественному осознанию необходимости создания эффективного государственно-правового механизма обеспечения прав представителей расово-этнических групп, главной целью которого было не допустить дальнейшего взрывоопасного обострения межрасовых и межэтнических проблем и конфликтов.

В связи с этим необходимо отметить, что борьба афроамериканцев за равные права закончена, достигнуты огромные успехи в социально-политических сферах жизни. Для эмигрантов латиноамериканского и азиатского происхождения все еще впереди. Для государственной системы США это может быть огромной проблемой.

Безусловно, каждой стране с полиэтническим населением присущи свои специфические расовые и этнические проблемы и способы их урегулирования, но бесспорным остается тот факт, что опыт других стран и народов в данной сфере имеет важное научное и практическое значение.

Расовая проблема в США заслуживает внимания мировой общественности по многим причинам: во-первых, ее изучение облегчает понимание расовой проблемы вообще; во-вторых, американцы имеют наклонность экспортировать в другие страны свои взгляды на общественное устройство и соответственно свои проблемы; в-третьих, расовая проблема имеет шанс внести свой вклад в разрушение этой страны, а отрицательные последствия разрушения США скажутся на всём мире.

Актуальность настоящего исследования определяется также степенью научной разработанности проблемы. Степень научной разработанности проблемы расовых вопросов, этнополитических процессов и положения этнических групп в США на сегодняшний день в России пока недостаточно высока. Объясняется это, в первую, очередь отсутствием в России на протяжении многих десятилетий объективной информации о научных школах США, а также в разных научных подходах к пониманию термина национальное меньшинство.

Если ранее Америку называли «плавильным котлом», то сегодня, как считает историк Д.Хоминдмер, на смену этой теории пришла теория «миски салата», или мозаики расово-этнических обществ, «не подлежащих сплавлению в единое целое компонентов, имеющих перманентные отличия». В стране очень низкий процент смешанных браков. По последней переписи населения, лишь 2 % браков белых были смешанными - с испаноязычными или небелыми. Только 4 % афроамериканцев вступали в брак за пределами своей группы. Две трети азиатов женятся на азиатках. Группы на территории страны расселены неравномерно. В ряде городов, штатов они образуют мощные кластеры небелого населения. К примеру, в той же Калифорнии проживает 31 процент испаноязычного населения.

Прилив азиатов еще более усилил этническое многообразие населения страны, в частности, и в штате Калифорния. К примеру, в Сан-Франциско есть так называемые этнические анклавы, или «культурные гетто», китайский «город в городе», где целые улицы населены китайцами, функционируют китайские магазинчики с китайскими товарами, китайские рестораны, закусочные с рекламой, надписями на китайском языке.

Процессы, происходящие в американском обществе, требуют детального дальнейшего изучения, т.к. очень важно их не повторять в такой многонациональной стране, какой является Россия.

Основное расовое противостояние в современных США – между белыми и чёрными. Черные граждане США: имеют больше детей, чем белые; зарабатывают меньше, чем белые; чаще сидят в тюрьме, чем белые; чаще бывают безработными, чем белые; чаще получают пособия по бедности, безработице, воспитанию детей, чем белые.

При равном праве на различные пособия черные американцы пользуются ими значительно чаще белых, потому что имеют в среднем менее высокий, чем белые, уровень жизни. В какой степени эта разница в уровнях жизни является следствием многовекового рабства черных американцев, закончившегося в 1864 году, а в каком следствием расовых особенностей их культуры и психики, вопрос сложный. Получается, что то ли некоторые белые всё ещё расплачиваются за давнишнюю эксплуатацию черных, то ли некоторые черные уже паразитируют на белых.

Официального "белого" расизма в США нет. Правовое положение черных американцев даже выгоднее правового положения белых, поэтому можно было бы говорить об официальном "черном" расизме, если бы доходы и положение на социальной лестнице черных американцев в среднем не были ниже, чем белых. В целом социальное положение черных американцев почти такое же, как и белых.

На бытовом же, так сказать, уровне расизм в США есть – и значительный – утверждают многие авторы. Его сохранению способствуют в первую очередь примитивность американской массовой культуры, препятствующая развитию тонкой культуры межрасовых отношений, демагогичность и популизм американской политической жизни. Негры и белые получают одинаковые пособия, но для негров эти пособия чаще, чем для белых, оказываются достаточным источником доходов, ослабляющим стремление получить хорошо оплачиваемую работу. Сделать менталитет негров таким же, как менталитет белых, очень трудно, если возможно вообще: у негров США своя субкультура, и отказ от неё неприемлем для очень многих из них.

В 2005 году Принстонский Университет проанализировал: кому легче поступать в престижные ВУЗы. Оказалось, что в наилучшей ситуации находятся чернокожие, спортсмены, чуть сложнее поступить в университет представителям латиноамериканского меньшинства, еще сложнее детям прежних выпускников этого ВУЗа. Остальные категории абитуриентов не имею льгот. Все вышеперечисленные факты подтверждают актуальность и важность изучаемой темы данной работы.

Как считает профессор Г.Фредиксон из Центра этничности и расы Стэнфордского университета «США - это общество, интересующееся цветом кожи. Цвет кожи помогает в историко-политической иерархии».

Важным шагом на пути приобщения к зарубежному опыту стали открытый при Академии Наук Институт США и Канады, Американский
Центр при Библиотеке иностранной литературы, а также проводимые тематические научные конференции, "круглые столы" и симпозиумы.
Кроме того, выпускается все больше научных исследований, посвященных вопросам национальных и расовых отношений в США.
При проведении научно-исследовательской работы по избранной теме дипломник опирался не только на работы и научные исследования по данной проблематике современных американских авторов, но и большую помощь оказали также труды выпускаемые в России. В частности, важным вкладом в научную разработку проблем национальных отношений, национальной политики и положения этнических групп являются исследования, проводимые кафедрой национальных и федеративных отношений Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Практическую основу диплома составили работы отечественных и зарубежных авторов, в чьих работах затрагиваются вопросы расовых конфликтов и проблем. Это такие авторы как: Г. Зинн, А.А. Кредер, А.М. Родригес, Э. Нитобург, Н. Глейзер, А. Давидсон и других авторов.

Проведенный анализ показал, насколько глубоко осознано правительством США угроза этнической национального угнетения, разобщенности и расовой нетерпимости для целостности страны. Важным является то, что руководство страны уже предприняло и продолжает делать определенные шаги с целью сглаживания возникающих конфликтов.
Все вышеуказанные исследования помогли осмыслить эволюцию этнополитических процессов в США, понять причины возникновения конфликтных ситуаций на почве расовой и этнической нетерпимости, проанализировать взаимоотношения между представителями разных рас, народов и этнических групп проживающих на территории Америки.

Объектом исследования - являются этнические и расовые проблемы в США.

Предмет исследования – исторические этапы решения расовых и межэтнических конфликтов и проблем, освещенные в научных, политических и исторических трудах исследователей и политиков 20-21 века.

Учитывая научную и общественно-политическую актуальность и значимость исследуемой проблемы, а также степень ее разработанности, автором была поставлена следующая цель - исследовать этнические процессы, происходящие в США и последствия расовых конфликтов в разрезе исторических этапов.

Данная цель реализовывалась через решение следующих задач:

– изучить и проанализировать научные труды, историческую литературу, материалы периодической печати, отражающие многообразие мнений по расовым и национальным вопросам;

– проанализировать опыт и проблемы, возникшие в ходе сложного исторического становления и развития американской нации;

– определить основные точки зрения ученых и политиков на тенденции развития американской нации как многонационального сообщества.

Методологическая база работы главным образом определяется спецификой исследования. Использование исторического, сравнительного и системного методов позволило выявить экономическое, социальное и политическое положение национальных меньшинств в США. В работе используются такие научные принципы, такие как историзм, достоверность исследования, преемственность, специфика протекания этнополитических процессов, сопоставительный анализ.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

В первом разделе проанализирован анализ исторических трудов, посвященных исследованиям расовых проблем Америки первой половины 20 века. Вторая глава посвящена анализу исторических и научных исследований, посвященных процессам 50-х и 60- годов. В третьей главе работы дан анализ работ, освещающих интеграцию афроамериканцев в современное американское общество и раскрывающих мультирасовый и мультиэтнический характер современного американского общества.

Глава 1. БОРЬБА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ НЕГРИТЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ АМЕРИКИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА

1.1. Истоки межрасовых барьеров. Исторические корни расизма, джимкроуизма.

Весь 2007 год в США отмечают знаменательную дату - 200 лет тому назад, 2 марта 1807 года, американский президент Томас Джефферсон издал указ, запрещающий ввоз в Соединенные Штаты африканских рабов. Самого рабства закон, однако, не отменял и чернокожих невольников внутри страны не освобождал. Три недели спустя, 25 марта 1807 года, английский парламент принял такое же решение. Оба эти документа долгое время так и оставались только на бумаге. В США институт рабства реально сохранялся вплоть до 1865 года, а борьба за права темнокожего населения и искоренение расизма в обществе начала давать ощутимые результаты только во второй половине 20 века. Конвенция о полном запрете рабства и работорговли была принята Лигой Наций только в 1926 году.

В связи с юбилеем исторического указа в Америке публикуются новые научные исследования, статьи в газетах, книги. Одно из таких исследований – "The Slave Ship: A Human History" (издательство "Viking Penguin") – принадлежит перу известного американского историка, профессора Питсбургского университета Маркуса Редикера. На обороте книги "Корабль рабов: история человечества" автор дает пояснение читателям, что эта книга – это рассказ о человеческой трагедии и бесчеловечности террора, эпопея, повествующая о стойкости и несгибаемости людей, которые сумели в тяжелейших условиях не только выжить, но и создали в результате совершенно новый человеческий архетип, имя которому "афроамериканец". По подсчетам Редикера, смертность среди рабов была столь высокой, а уровень рождаемости столь низким, что недостачу рабочей силы приходилось восполнять, привозя все новых и новых невольников. В результате в середине XIX века большинство рабов в США были американцами как минимум во втором поколении. В 1860 году чернокожие составляли уже 13% населения США. 89% из них были рабами.

Итак, в далеком 1510 году возле острова Эспаньола (современный Гаити) встало на якорь испанское судно, на борту которого находились невольники-африканцы – 250 человек. Именно эту дату сегодня называют началом трансатлантической работорговли, длившейся долгих четыре столетия. В США первых рабов доставили в августе 1619 года голландские моряки: высадили на берег 20 перепуганных длительным путешествием людей и в одночасье с выгодой продали "живой груз" местным жителям. Корабельные команды, направлявшиеся к африканскому берегу, были укомплектованы людьми самых разных национальностей: британцы, французы, итальянцы и другие, но местные аборигены воспринимали их однозначно: для них это были "белые люди", даже если кожа пришельцев белизной отнюдь не отличалась. С другой стороны, когда этнически также совершенно разных африканцев - представителей различных племен и языковых групп – к концу путешествия сгружали с кораблей, все они скопом считались представителями "негроидной расы". Таким образом, пишет Маркус Редикер, фактически понятие "черная" раса и "белая" раса создала торговля африканскими рабами. И расизм, который до сих пор дает о себе знать в Америке, в значительной степени был сформирован в зловонном чреве рабовладельческих посудин.1

"Работорговля как явление, - утверждает американский профессор Редикер, - оказалась важным фактором развития не только американской, но и мировой экономики на протяжении почти четырех столетий и положила начало появлению в США афроамериканцев". Доктор Редикер надеется, что его исследование вызовет серьезное обсуждение последствий рабства, которые все еще искажают американское общество, и призывает к открытым и честным дискуссиям о роли различных рас в построении США и о роли рабовладельческой системы в создании нынешних несметных богатств страны.

Сама идея книги у Редикера, многолетнего и активного участника кампании против смертной казни, возникла во время посещения заключенных, находящихся в камере смертников. "Я увидел, - говорит он, - что система современного уголовного права все еще несет в себе черты расового неравноправия".2



Говард Зинн в своем труде «Народная история США» говорит о том, что проблемы расизма, так или иначе, наблюдаются практически во всех государствах. Не стали исключением и Соединенные Штаты Америки, несмотря на то, что в Декларации независимости 1776 года было сказано: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами».3

Через 80 лет после принятия Декларации противоречия между рабовладельческим Югом и промышленным Севером привели к развязке Гражданской войны 1861-1864 годов. Америка – многонациональное государство. Переселенцы из Англии, Франции, Голландии, Ирландии и других европейских стран, местные индейцы, практически полностью истребленные в результате военных действий, мексиканцы, жившие на территории Калифорнии, Аризоны, Невады и других штатов, потерявшие эти земли в ходе американско-мексиканской войны 1846-48 годов составляли население Америки. Однако наибольшие расовые противоречия связаны были именно, как сейчас принято называть, с афро-американским, чернокожим населением. Противоречия между южными рабовладельческими и северными свободными штатами стали нарастать по мере экономического подъема рабовладельческих штатов. Огромные прибыли, которые приносил рабский труд на плантациях, производивших хлопок, сахарный тростник и табак, требовали новых рабов и новых территорий.

После принятия Иллинойса в состав союза в стране оказалось 11 свободных и 10 рабовладельческих штатов. Бельсон Я.М. в своей работе «История государства и права США» отмечал, что дальнейшие уступки рабовладельцам в вопросе рабства во вновь образуемых штатах привели ко второму Миссурийскому компромиссу 1850 года, согласно которому население соответствующих территорий само решало, быть ли им свободными или рабовладельческими штатами. Избрание в ноябре 1860 года на пост президента видного сторонника отмены рабства, одного из организаторов Республиканской партии А.Линкольна, показало изменения в соотношении общественных сил в пользу аболиционистов и означало крах многолетней политической гегемонии рабовладельцев. В конце 1860 года – начале 1861 года правящие рабовладельческие круги пошли на крайнюю меру – сецессию, то есть на выход из федерации и на провозглашение в феврале 1861 года Конфедеративных штатов Америки. В результате мятежных действий конфедератов против действующего президента 12 апреля 1861 год началась Гражданская война, которая закончилась в 1865 году полным поражением конфедератов. Итогами победы Севера в этой войне стала отмена рабства Прокламацией президента А.Линкольна от 1 января 1863 года.

После гражданской войны, как известно, в Штатах наступила реконструкция (1865-1877). Обедневшие бывшие хозяева жизни, беднейшие слои населения и просто бездельники, были очень недовольны освобождением бывших рабов. Иногда (даже часто) их недовольство было оправдано, отмечает В. Малахов в своем труде «Загадка этничности. Скромное обаяние расизма». О преступлениях бывших рабов мы судим, в основном, по приключениям Скарлет О. Хара. Несмотря на одиозность данной книги, историческая правда в ней имеется. Ситуация в то время действительно была сложной. Ведь мародеры есть в любое переломное время. Посему появление новой расистской организации было вполне логичным.4

Итак, в июне 1865 года война официально закончилась - сопротивление прекратили последние части федеральной армии. А уже в декабре 1865 года в городе Пьюласки (штат Теннеси) судья Томас Л. Джонс и 6 других лиц (почти все - бывшие офицеры армии Конфедерации) создали ку-клукс-клан, о чем свидетельствует мемориальная доска на стене здания местного суда. Учредитель данного общества - шотландец капитан Кеннеди, предложил внести в название слово "клан", обозначавшее на его исторической родине род, группу близких родственников. Так было придумано наименование новой организации - Ку-клукс-клан - надолго вошедшей в историю.

Ку-клукс-клан (англ. Ku Klux Klan, KKK) — расистская, нацистская, террористическая организация в США. Обычно считается, что название «КуКлуксКлан» имитирует звук, издаваемый ружейным затвором при перезаряживании. По другой версии, оно образовано от др.-греч. kyklos — круг, колесо, и англ. clan — родовая община, клан (у шотландцев и ирландцев). Организация способствовала развязыванию насилия против негров и поэтому была запрещена в 1869 году. Однако многие её члены продолжали активно действовать весь период Реконструкции (en:Reconstruction). В 70-е гг. XIX века были приняты законы, направленные на пресечение деятельности ку-клукс-клана (Ku Klux Klan Act of 1871). Члены организации одевались в белые балахоны с капюшоном, стремясь внушить жертвам, мистический страх перед духом мщения, а символом ку-клукс-клана стал горящий крест. Организация имела иерархическую структуру, и во главе её стоял Великий маг - Grand Wizard.5

В 1920-е годы Ку-клукс-клан объявил, что имеет 9 миллионов членов, однако его позиции значительно ослабли с выходом из подполья в 1928 году. Официально распущен в 1944 году, восстановлен в 1946 году, раскололся на ряд группировок в 1949 году. Не прекращал активно сопротивляться десегрегации, а в 80-х гг. участвовал в жестоких столкновениях с членами правозащитных организаций. Главным делом клана стали убийства и теракты. Клановцы действовали мобильными группами (в зависимости от обстоятельств) - от 10-12 чел до 200-500 чел. чрезвычайно оперативно, свидетелей убивали. Убийства негров (особенно тех, кто служил в армии) и борющихся за их права (в том числе и белых), отмечал А.М. Родригес, совершались с невиданной жестокостью - они расстреливали, калечили, вешали.

Второе рождение "Невидимой империи" произошло во время Первой Мировой войны. Важным является то, указывал А.М. Родригес, что не смотря на то, что хотя Ку-клукс-клан уже не действовал около 30 лет, память о нем на Юге осталась самая "благоприятная" среди ярых сторонников антинегритянского движения. Сохранялся и страх среди тех, кого клановцы терроризировали. Некоторое время спустя после ликвидации Ку-клукс-клана в свет вышли несколько книжек, прославляющих деятельность. Новым "отцом" Ку-клукс-клана стал некий Уильямс Симмонс - блестящий оратор, участник американо-испанской войны 1898 года.

Второе рождение Ку-клукс-клана, отмечает В.А. Тишков в работе «Современные этнические и расовые проблемы» произошло по нескольким причинам. Одной из главных причин оказалась живучесть в сердцах новых южан воспоминаний о Клане как борце с неграми, к которым на Юге не питали большой любви; и еще больше обострившейся во время Первой Мировой войны. Во-вторых, в начале ХХ в. началась массовая миграция негров с Юга на Север, вызвавшая крайнее неодобрение у северян. Толчком к возрождению явилась небывалая популярность художественной киноленты американского режиссера (южанина) Гриффита "Рождение нации" (1915). И вот пример того, как могут сочетаться гений и злодейство. Гриффит вместе с Чаплином, Мэри Пиkфорд и Фербенксом создал кинокомпанию "United Artists", которая существует до сих пор, и с которой и начался Голливуд. Гриффит разработал новые приемы операторской работы (крупный план, затемнение, наплывы, использовал движущуюся камеру). Он был революционером в своем деле. Видимо, радикализм его этим не исчерпывался, и он создал культовый фильм для всех клановцев и их союзников. 8 марта 1915 года прошла премьера этого фильма. Как писал один критик, "люди кричали и стреляли в экран, чтобы спасти Флору Каперон (героиню фильма) от черного насильника".6

Резонанс после просмотра кинокартины потрясал. Радикальные организации пытались запретить показ "Рождения нации", но - удивительное дело! - президенту США Вильсону (южанину) и председателю Верховного суда США Уайту (южанину) фильм понравился. Это во многом и определило успех творения Гриффита.

4 декабря 1915 года "Невидимая империя" получила право на легальное существование и на использование прежних атрибутов, традиций, регалий Клана. Возродившись, Клан частично принял другие формы существования, совершенно неприемлемые ранее. Лидеры "Невидимой империи" всячески подчеркивали, что их движение - это "стопроцентный американизм", что они проповедуют истинно патриотические и религиозные чувства. Клан призывал к закону и порядку, выдвинул лозунги борьбы против проституции, в защиту морали, что привлекло к "империи" многих американцев, и особенно женщин. Один из "великих магов" в этот период, Эванс, сказал: "Мы - движение простого народа. Мы требуем (и мы надеемся победить) вернуть власть в руки среднего гражданина, потомка пионеров…".7

Кроме слов, Ку-клукс-клан занимался и делом - на благотворительность в 1921 году он затратил 1 миллионов долларов. К концу 1920 года в Клан люди вступали сотнями тысяч человек, искренне полагая, что именно он сможет исправить ситуацию. В 1919-1920 гг. деятельностью Клана заинтересовались федеральные власти, к суду были привлечены многие. К 1924 году в Клане насчитывалось от 6 до 9 миллионов человек. Подобного не знала история ни одной террористической группировки мира. Клан был уникумом. Даже в одной из тюрем штата Колорадо была организована кланистская ячейка - "клаверна" - в которую входили как заключенные, так и некоторые охранники и часть тюремной администрации.8

В 20-е годы Клан пользовался бешеной популярностью в стране. В 1922 году на посты губернаторов штатов Джорджия, Алабама, Калифорния и Орегона прошли люди, сочувствующие делу Клана. В 1924 году число губернаторов - клановцев увеличилось за счет Колорадо, Мена, Огайо, Луизианы. В том же, в 1924 году "великий казначей" "империи" ассигновал для поддержки сенатора от штата Джорджия 500 тысяч долларов. Когда противник будущего сенатора узнал, что его соперник поддерживается Кланом, он сразу отказался от борьбы.

И все же прежнего клана уже не было, отмечает А.М. Родригес. В отличие от "классического" варианта существования, когда несчастных негров убивали десятками человек, в 20-е годы подобного не существовало.

В 1938-1940 годах в штате Джорджия клановцы провели более 50 террористических актов.  Во время Второй Мировой войны деятельность Клана пошла на убыль, и 28 апреля 1944 года, в связи с невыплатой налогов в размере 685.305 долларов и 8 центов, "Невидимая империя" объявила в Атланте о финансовой несостоятельности и самороспуске. Правда, ненадолго.

В третий раз клан родился в 1946 году все в той же Атланте. Одним из последних "великих магов" Клана стал Сэмуэл Грин. В 1949 году Грин умер, и "империя" рухнула. Вождями захотели стать все. В южных штатах образовываются отдельные, независимые друг от друга организации. Самым известным "королевством" стали "Рыцари Ку-клукс-клана Америки", возникшие в 1949 году в Алабаме, претендовавшие на роль лидера Ку-клукс-клана Соединенных Штатов.



После окончания войны была принята XIII поправка к конституции, которая предписала: «В Соединенных Штатах или каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должны существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено».9 Не менее важное значение имели положения XIV поправки к конституции, которые запретили штатам принимать законы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США; запретили штатам лишать кого-либо свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры. Таким образом, данные нормы стали первыми актами, направленными против расизма.

Бельсон Я.М. отмечает, что, не смотря на прогрессивные предписания этих поправок, они были «торпедированы» решениями Верховного суда 1883 и 1896 годов, признававшими неконституционным Закон о гражданских правах 1875 года и конституционными законы штатов, устанавливающие раздельные, но равные возможности для белых и черных. В целом Верховный суд выступал главным выразителем расистских настроений. Будучи по форме судебной, деятельность этого органа являлась по существу политической: он был наделен правомочием конституционного надзора, осуществлявшегося самым энергичным образом. Высшая судебная инстанция обратилась в самый надежный оплот американской реакции. Последняя «поправка Гражданской войны» – XV, принятая в 1870 году, запрещала дискриминацию на выборах: «Право голоса граждан Соединенных Штатов не должно отрицаться или ограничиваться Соединенными Штатами или каким-либо штатом по признаку расы, цвета кожи либо в связи с прежним нахождением в подневольном услужении». Однако постановления этой поправки были в течение века мертвы для бывших рабов.10

В дальнейшем Билль о гражданских правах негров, изданный конгрессом США, отменил все и всякие «черные кодексы». Уже в 1875 году в Теннеси был принят первый «закон Джима Кроу». В 1885 году в большинстве южных штатов вводится расовая сегрегация в школах. К 1891 году здесь начали практиковаться отдельные вагоны для негров на железных дорогах. Затем цветные были отделены от белых на всех видах общественного транспорта, в залах ожидания, столовых, ресторанах, отелях, на судах, в тюрьмах, на фабриках, в библиотеках, театрах, больницах, парикмахерских, в местах для жилья, то есть всюду, где совместное нахождение лиц обеих рас могло бы привести к выводу о социальном равенстве чернокожих. Законы о запрещении расовых браков, отмененные во время «радикальной реконструкции», были восстановлены в Южной Каролине (1879), Миссисипи (1880), Луизиане (1894) и других южных штатах. Позиция Верховного суда США значительно облегчила установление на Юге режима расовой сегрегации и дискриминации. Обращение к Верховному суду за защитой принципа «равных гарантий», декларированных XIV поправкой, не приносило должных результатов. Переходя к праву, Верховный суд остановился на формуле «раздельное, но равное», что было на деле циническим прикрытием фактического неравенства школ, больниц, жилых домов и даже вагонов, предназначенных для негров, в сравнении с школами, больницами и т.п., предназначенными для белых. В 1898 году Верховный суд признавал конституционными ограничения избирательных прав негров.



Таким образом, отмечает Говард Зинн, к началу ХХ века антирасистское законодательство существовало только на бумаге, декларативно. И начало нового века в этом отношении практически ничем не отмечено. XIV поправка к конституции предоставила всем категориям населения страны (за исключением индейцев) права граждан США, но южные штаты с помощью Верховного суда США так истолковали эту поправку, что лишили негров политических прав.

Америка в начале ХХ века становится государством классического корпоративного капитализма, в котором действуют тресты, монополии, ограничивающие свободу рыночной конкуренции, диктующие такие условия частному предпринимательству, которые приводили к разорению среднего и малого бизнеса. При таком положении вещей об улучшении положения рас перед белыми и говорить не приходится, так как углубление социального расслоения и бедственное положение коснулось всех американцев.11

В 1900-е в моду вошли открытки с изображением повешенных негров, рядом с которыми позируют весёлые и смеющиеся участники суда Линча; они посылали их родственникам с комментариями вроде «Мама, это я слева». Федеральное правительство запретило такого рода почтовую продукцию в 1908, но она нелегально печаталась и циркулировала до 1930-х.

Хотя суды Линча часто осуждались федеральным правительством (особенно Республиканской партией), никакого законного противодействия этим акциям фактически не предпринималось: власти южных штатов и округов, как правило, состояли из лиц, видевших в линчевании освящённую традицией самооборону от «бесчинств» негров. Были случаи, когда оправданного законным судом и выходящего из зала суда негра толпа тут же волокла вешать, и судья этому не препятствовал. В первой половине XX века случаи осуждения участников линчеваний единичны.

Под судом Линча или линчеванием (англ. lynching, the Lynch law), в честь нескольких американских исторических лиц по фамилии Линч (один, Чарльз, судья, практиковал линчевание во время Войны за независимость; другой, Уильям, капитан, ввёл в Пенсильвании «закон Линча» о бессудных телесных наказаниях — но не смертной казни — в 1780 году), подразумевается убийство человека, подозреваемого в преступлении или нарушении общественных обычаев, без суда и без следствия, обычно уличной толпой.12

Бессудное убийство распространено в обществах всех времён и народов, однако и сам термин, и суд Линча как особое общественное явление, параллельное формальному правосудию, сложились в США в XIX веке и первой половине XX века. 85 % американских случаев суда Линча пришлось на южные штаты.

Возникновение суда Линча как систематической практики надо относить к концу 1860-х, когда после поражения в Гражданской войне Юг США подвергся военной оккупации Севера; земли подвергались массовой скупке со стороны северных дельцов, т. н. карпетбеггеров, а чернокожее население, объявленное в ходе войны совершенно свободным от рабства, мстило своим бывшим хозяевам. Для борьбы с северными оккупантами и особенно освободившимися неграми была учреждена тайная организация Ку-клукс-клан, члены которой широко практиковали бессудные убийства. Этот (так называемый Первый) Ку-клукс-клан был решительно разгромлен федеральным правительством в 1870-е, но террор против негров не прекратился. На место рабству пришла сегрегация, закреплённая законодательно (т. н. Законы Джима Кроу), а также неписаный этикет, который должны были соблюдать негры. За подозрение в каких-либо преступлениях против общего закона (убийство, грабёж, изнасилование белых), законов Джима Кроу или неписаных правил поведения негр мог подвергнуться линчеванию; часто обвинение в убийстве или изнасиловании могло быть просто предлогом, чтобы избавиться от неугодного человека. Линчеванию подвергались и участники забастовок, негры-фермеры (с целью присвоить их участок) и другие лица, угрожавшие экономическим интересам белого большинства. Линчевание осуществлялось обычно через повешение, однако могло сопровождаться пытками или сожжением на костре. Нередко в суде Линча участвовали не просто неорганизованные толпы, а законные судьи, мэры небольших городов, шерифы; о месте и времени линчевания сообщалось заранее, как при законной казни, туда являлись фотографы, иногда устраивались шоу, как в цирке.

Из войны США вышли заметно усилившимися. Они занимали ведущие позиции в сфере экономики, стали финансовым цент ром мира, превратились в основного мирового кредитора. Мир радикально изменился, менялось и американское общество, и перед ним во весь рост вставал вопрос о том, на насколько традиционные американские ценности соответствуют новым реалиям. Собственно говоря, именно эта проблема оказалась в центре полемики в ходе избирательной кампании 1920 года. Победу в ней одержали республиканцы, вернувшиеся к власти под лозунгом «Назад к нормальным временам!» Белый Дом занял их кандидат У. Гординг, личность в политическом плане абсолютно бесцветная. Задача власти сводилась к тому, чтобы создавать оптимальные условия для развития бизнеса. Этим она и занималась. Однако в августе 1922 года, президент неожиданно скончался. Его сменил К. Кулидж, столь же посредственная в политическом пла­не личность, но абсолютно незапятнанный во всех громких скандалах предшествующей администрации. Необходимо заметить, что перевод экономики на мирные рельсы вкупе с откровенно про­монополистической направленностью политики администрации вызвали рост социальной напряженности. Пиком этой активности стал 1922 год. К давно привычным для американского общества трудовым конфликтам в это время прибавился конфликт нового поколения расово-этнический, порожденный серьезными изме­нениями в структуре и положении негритянского населения, уси­лением дискриминации и ростом террора куклуксклановцев. В программе ведущих негритянских организаций тех лет — Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения и Национальной городской лиги — появились такие радикальные требования, как полное социальное равенство, право на самоза­щиту вплоть до применения физической силы, предоставление в полном объеме всех прав, полагающихся гражданам США по Конституции. Иными словами, эти организации выступали за скорейшую и максимально полную интеграцию негритянского населения в американское общество.13

Говард Зинн в работе «Народная история США» говорит о том, что в 20-е годы в негритянском движении получило широкое рас­пространение и другое течение, возглавляемое М. Гарви. Его сторонники, подчеркивая, что негритянский народ ни в чем не уступает белым американцам, одновременно делали акцент на глубокие цивилизационные различия между двумя расами. Был выдвинут лозунг «Назад в Африку», говоривший об отказе черных американцев от интеграции в якобы абсолютно чуждое общество белых. Броский и эффектный в митинговом плане, этот лозунг очень быстро столкнулся с серьезными практическими трудностями. Маркус Гарви родился 17 августа 1887 года на Ямайке. В основном он занимался самообразованием, хотя и посещал до 14 лет школу. В период между 1912 и 1914 годами он путешествовал по Центральной Америке, затем жил некоторое время в Лондоне. Вернувшись на Ямайку, он с группой товарищей основал 1 августа 1914 года Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров (The Universal Negro Improvement Association, UNIA), основной целью, которой стало построение в Африке государства с негритянским самоуправлением.

Уроженец Ямайки Маркус Мозес Гарви утверждал, что мировая цивилизация зародилась и развивалась в Африке. Тот факт, что первый человек появился на африканском континенте, впоследствии подтвердила наука. Но Гарви шел дальше, считая, что чернокожими следует считать Адама и Еву, библейских пророков и Иисуса Христа. Гарви призывал чернокожих гордиться своим прошлым и отказаться от чуждой им культуры белых. Африканцам по крови следовало вернуться на родной континент, где вскоре должен прийти к власти царь, способный возродить былую славу своей расы. "Посмотрите на Африку,— писал Гарви в 1920 году,— где черный король будет коронован, ибо день этот близится".14

В 1920 году он председательствует на международном конгрессе негритянских организаций, в работе которого приняли участие делегаты от 25 стран мира. Конгресс завершился парадом более 50000 негров по улицам Гарлема.

Однако, Гарви придерживался чересчур радикальных взглядов в области расизма, считая необходимым сохранения расовой чистоты негров. Он даже одобрил существование Ку-клукс-клана, как организации, борющейся против смешения рас. Все это привело к тому, что он обрел множество врагов в негритянском движении.

Для массового переселения в Африку в 1914 году он основал Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров, которая к середине 1920-х стала самой массовой организацией чернокожих жителей США. В 1925 году Гарви был арестован и вскоре выслан на Ямайку, а организация распалась. На Ямайке Маркус Гарви продолжал свои проповеди. Сначала многие воспринимали его как городского сумасшедшего. Но 3 ноября 1930 года эфиопский князь (рас) Тафари Маконнен был коронован под именем императора Хайле Селассие. Почти вся Африка в то время была поделена между колониальными державами, исключением была Эфиопия (Абиссиния). Известие о коронации раса Тафари, появившееся в ямайских газетах,— как событие вселенского масштаба. Сразу несколько местных пророков взялись за творческую переработку проповедей Гарви. В том, что Хайле Селассие — Царь Царей и Лев Иудейский, чье пришествие было обещано, не было сомнений. Помазание императора на царство происходило по православному обряду (половина жителей Эфиопии принадлежит к Эфиопской православной церкви).


       Довольно быстро сложилась система координат новой религии, основанная на новом прочтении Библии. Библия, как утверждали адепты новой веры, была написана на амхарском (эфиопском) языке, а белые намеренно перевели ее неправильно, исказив смысл священной книги так, чтобы поработить черных. Но просветленным умам удалось восстановить подлинный смысл учения. Взамен «лживой белой» Библии (Holy Bible) даже была написана правильная, "черная" Библия (Holy Piby). В новой трактовке библейских событий ветхозаветные иудеи — чернокожие африканцы. Сегодня Африканская Православна Церковь, как таковая практически исчезла, но последователи Гарви существуют до настоящего времени.

Начиная с 1923 года в экономике от­четливо проявились тенденции к росту, перешедшему в экономи­ческий бум. По отношению к довоенному уровню индекс про­мышленного производства США составил 172%, что позволило США поддать мощную основу для модернизаций своего промышленно­го производства, и это, в свою очередь, еще больше укрепило их позиции в мировой экономике. В 1929 г. они давали 48% промыш­ленного производства всех остальных стран мира.15

Рост экономики помог заметно повысить уровень жизни и улучшить ее качество для значительной части общества, включая и рабочих. Это, несомненно, закаляло в массовом сознании стереотипы, согласно которым традиционная «американская система» являлась эталоном общественного устройства, не нуждавшимся в каких-либо улучшениях. К середине 30-х годов в Соединенных Штатах сохранялась весьма благоприятная ситуация для развития движения за независимые политические действие. В это время в США пышным цветом расцвели массовые праворадикальные движения.

Летом 1935 года Рузвельт решился на ряд смелых политических Шагов. Он выступил с новой программой реформ, предусматривавшей рез­кое увеличение ассигнований на общественные работы и помощь иизкодоходным группам сельского населения. Предполагалось ввести систему социального обеспечения, включавшую в себя стра­хование по старости и безработице. Естественно, в разных областях и общественной жизни. Ф. Д. Рузвельт, который в 1936 не решился ещё принять жёстких законов против линчевания, боясь потерять поддержку южных избирателей, под давлением общественного мнения начал борьбу с линчеванием.

Деятельность Рузвельта по вопросу противодействия суду Линча в дальнейшем поддержали президенты-демократы, хотя Демократическая партия США традиционно была связана как раз с рабовладельческим Югом, а многие её деятели и с Ку-клукс-кланом. После Второй Мировой войны линчевания стали совершенно единичной практикой, обычно связанной с частным террором групп вроде Ку-клукс-клана, и каждый раз подлежащей расследованию. Именно с этого момента профсоюзы начали активно и ре­шительно выступать в пользу переизбрания Ф. Рузвельта в 1936 году. Вторым по значимости сдвигом в симпатиях электората сле­дует признать начавшийся бурный отток негритянских избирате­лей от республиканцев и переход их в лоно партии Рузвельта. В результате сложилась парадоксальная ситуация: в одной партии оказались и негры, и белые южане, у которых расизм был в крови. За Ф. Рузвельта проголосовало более 60% избирателей, он победил
46 (из 48) штатах.

Воинственное настроение чернокожих, проявлявшееся то тут, то там в 30-е годы, было приглушено во время Второй мировой войны, когда на­ция, с одной стороны, осудила расизм, а с другой — поддерживала сегре­гацию в вооруженных силах и предоставляла чернокожим лишь низкооп­лачиваемую работу. Когда война закончилась, на расовое равновесие в Соединенных Штатах стал влиять новый фактор — беспрецедентный подъем освободительной борьбы цветного населения в странах Азии и Африки. Президент Гарри Трумэн был вынужден считаться с этим, особенно в условиях холодной войны с Советским Союзом, с учетом того, что про­тест населения с иным цветом кожи в бывших колониях грозил принять марксистские формы. Расовый вопрос требовал решительных действий, а не просто мер по успокоению чернокожего населения страны, сначала ободренного обещаниями военного времени, а затем обескураженного сохранением прежних условий существования. Эти действия требовались и для того, чтобы показать миру, что Соединенные Штаты способны дать ответ на критику коммунистами самого вопиющего порока американского общества — расовой дискриминации.

Некогда оставшееся незамеченным высказывание У. Дюбуа, теперь, в 1945 году, звучало грозным предостереже­нием: «Проблема XX в. — это проблема межрасовых барьеров».16

Трумэн в конце 1946 года сформировал Комитет по гражданским правам, который рекомендовал расширить отдел гражданских прав в министер­стве юстиции, создать постоянную Комиссию по гражданским правам, одобрить Конгрессом законы против линчевания и дискриминационного голосования, а также предложил новые законы по отмене расовой дис­криминации в сфере труда. Комитет Трумэна откровенно объяснял мотивы подобных рекомендаций. Да, заявляли его члены, существует «моральная причина» — пред­мет совести. Но существует и «экономическая причина» — дискриминация дорого обходится стране, является растратой ее талантов. И что, возможно, более важно, имеются причины международного характера: Наше положение в послевоенном мире настолько жизненно важно для будущего, что малейшие наши действия имеют далеко идущие последст­вия. ...Мы не можем закрыть глаза на тот факт, что наша политика в обла­сти гражданских прав стала международной проблемой. Мировая пресса и радио переполнены этим. ...Те, кто исповедует враждебную нам философию, подчеркивают — и бесстыдно искажают — наши недостатки. ...Они стараются доказать, что наша демократия является пустым обма­ном, а наша нация — последовательным угнетателем обездоленных. Американцам это может показаться смехотворным, но это крайне важно и весьма беспокоит наших друзей. Соединенные Штаты не столь сильны, окончательный триумф демократического идеала не столь неизбежен, чтобы мы могли игнорировать то, что мир думает о нас или о наших делах.17

США участвовали в мировых делах в невиданных прежде масштабах. Ставка была велика — мировая гегемония. И как отмечал упомянутый Комитет, «малейшие наши действия имеют далеко идущие последствия». Поэтому Соединенные Штаты предприняли ряд небольших шагов, на­деясь, что это окажет значительное воздействие на ситуацию. Трумэн за четыре месяца до президентских выборов 1948 года и в условиях соперничества с левым кандида­том Генри Уоллесом издал исполнительный приказ, призывав­ший вооруженные силы, в которых во время Второй мировой войны сохранялась сегрегация, «как можно скорее» начать следовать политике расового равноправия. Этот приказ, возможно, был связан не только с выборами, но и с необходимостью укрепления морального состояния чернокожих в армии перед лицом угрозы новой войны. Чтобы завершить процесс десегрегации в войсках, понадобилось более десятилетия.18

Новый президент США Гарри Трумэн через несколько месяцев после вступления в должность счел необходимым публично подтвер­дить свою приверженность либеральным ценностям. В сентябрьском послании к конгрессу он выдвинул широкую программу либерального законодательства: закон о полной за­нятости, об увеличении минимума заработной платы, распрост­ранение страхования по безработице на новые категории трудя­щихся, комплекс мероприятий в области здравоохранения, об­разования и жилищного строительства. Он предложил создать специальную комиссию для претворения в жизнь принципа «равных возможностей на работу для всех, включая негров».19

К весне 1948 года президент решил сделать акцент на углубление социальных реформ в сфере внутренней политики.

Изучив научные исторические труды, публикации и статьи периодической печати по теме данной работы можно сделать выводы о том, что причины, породившие расовые проблемы, послужившие началом расизма, джимкроуизма, создания Ку-клукс-клана и других националистических и расистских организаций опираются на социальные и политические проблемы, возникающие в обществе в данный исторический период. "Работорговля как явление, - утверждает американский профессор Редикер, - оказалась важным фактором развития не только американской, но и мировой экономики на протяжении почти четырех столетий и положила начало появлению в США афроамериканцев". Америка – многонациональное государство. Переселенцы из Англии, Франции, Голландии, Ирландии и других европейских стран, местные индейцы. Однако наибольшие расовые противоречия связаны были именно, как сейчас принято называть, с афро-американским, чернокожим населением. Противоречия между южными рабовладельческими и северными свободными штатами стали нарастать по мере экономического подъема рабовладельческих штатов. Огромные прибыли, которые приносил рабский труд на плантациях, производивших хлопок, сахарный тростник и табак, требовали новых рабов и новых территорий.

После гражданской войны, обедневшие бывшие хозяева жизни, беднейшие слои населения и просто бездельники, были очень недовольны освобождением бывших рабов. О преступлениях бывших рабов есть масса исторических свидетельств. Ситуация в то время действительно была сложной. Мародеры есть в любое переломное время. Посему появление новой расистской организации было вполне логичным.

Последующие социально-политические события, происходящие в истории США изменяют направленность, вектор расизма, но не искореняют его.


1.2. Расизм как система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими.



Расизм в традиционном представлении – это неравенство понимаемых в биологическом смысле рас. В последнее время понимание этого термина изменилось и теперь расизм – это своеобразное выведение социальных характеристик людей из приписываемых черт, в том числе происхождения или этнической принадлежности, а, следовательно, в поощрении или оправдании репрессивных практик против «проблемных» групп.20

Проблемы расизма, так или иначе, наблюдаются практически во всех государствах. Не стали исключением и Соединенные Штаты Америки, несмотря на то, что в Декларации независимости 1776 года было сказано: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами».

Проблемы и исторические корни расизма изучали и изучают известные политики и историки.

У. Фостер в монографии «Негритянский народ в истории Америки» изучает исторические противоречия, экономические проблемы, приведшие к усилению расовых противоречий. Он говорит о том, что противоречия между южными рабовладельческими и северными свободными штатами стали нарастать по мере экономического подъема рабовладельческих штатов. Огромные прибыли, которые приносил рабский труд на плантациях, производивших хлопок, сахарный тростник и табак, требовали новых рабов и новых территорий. Можно сделать вывод, о том, что корни расизма прочно были закреплены экономическими проблемами.

В научных трудах историки дают подробный анализ политических и исторических событий, не позволяющих кардинально изменить положение негров в данный, конкретный исторический период. Так, У. Фостер в своем труде «Негритянский народ в истории Америки» говорит о том, что избрание в ноябре 1860 года на пост президента видного сторонника отмены рабства, одного из организаторов Республиканской партии А.Линкольна, показало изменения в соотношении общественных сил в пользу аболиционистов и означало крах многолетней политической гегемонии рабовладельцев. Была одобрена резолюция, устанавливавшая северную границу распространения рабства западнее реки Миссисипи. Эта политическая сделка, получившая название первого Миссурийского компромисса.

Г. Зинн в «Народной истории США» указывает на то, что, несмотря на деятельность А. Линкольна, в конце 1860 года – начале 1861 года правящие рабовладельческие круги пошли на крайнюю меру – сецессию, то есть на выход из федерации и на провозглашение в феврале 1861 года Конфедеративных штатов Америки. В результате мятежных действий конфедератов против действующего президента 12 апреля 1861 год началась Гражданская война, которая закончилась в 1865 году полным поражением конфедератов. Итогами победы Севера в этой войне стала отмена рабства Прокламацией президента А.Линкольна от 1 января 1863 года.



После окончания войны была принята XIII поправка к конституции, которая предписала: «В Соединенных Штатах или каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должны существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено».следующая страница >>


izumzum.ru