1. Цели освоения дисциплины Цели: познакомить с теоретическими и практическими знаниями, относящимися к сфере компетенции научной и - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
1. Цели освоения дисциплины Цели: познакомить с теоретическими и практическими знаниями - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ'ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»
Факультет Психолого-педагогический.

УТВЕРЖДАЮ

И.о. ректора НГПУ

________________ Л.Е.Шапошников

" ____ "__________________ 20 ___ г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Введение в профессию

Направление подготовки (специальность)



Направление: 030000 гуманитарное образование

Профиль: 030300 Психология

Квалификация (степень) выпускника

______________________________ 62 бакалавр__________________________________
Форма обучения

______________________________очная____________________________________

Нижний Новгород 2011 год
1. Цели освоения дисциплины

Цели: познакомить с теоретическими и практическими знаниями, относящимися к сфере компетенции научной и практической психологии.

Задачи:

1). Повысить степень осознанности роли профессиональной деятельности в жизни человека и индивидуально-личностных причин выбора специальности.

2). Познакомить с целями и задачами , основными направлениями профессиональной деятельности психолога, видами и типами психологических профессий.

3). Познакомить с основными учебными заведениями, готовящими психологов в городе, стране, за рубежом.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Введение в профессию» включена в профессиональный цикл дисциплин Б 3 (базовая часть 3.1).

Дисциплина " Введение в профессию " имеет тесные взаимосвязи с курсами « Практическая психология в образовании».

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

- пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

- пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

- владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК);



общепрофессиональные: практическая деятельность: способностью и готовностью к:

- выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);



Научно-исследовательская деятельность:

способностью и готовностью к:

- применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать:

  • основные разделы психологии и сферы деятельности психологов-практиков;

  • виды деятельности профессионального психолога, этические нормы профессиональной деятельности;

  • Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов.

Уметь:

  • анализировать свой профессиональный выбор;

  • моделировать деятельность психолога в различных службах;

  • соотносить деятельность специалиста с этическими нормами.

Владеть:

  • теоретической информацией в области практической деятельности психолога;

  • пониманием необходимости учета особенностей развития в онто- и филогенезе психики человека;

  • методами исследования и анализа психической деятельности человека.



4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа



№ п/п

Раздел дисциплины

Се-мес тр

Неделя семестра

Виды учебной работы и трудоемкость

Формы текущего контроля успеваемости ФПА

Ле кц.

Пр.з

Са-мост .раб

КСР

1

Общие вопросы организации и деятельности психолога

1

1

2




2




-

2

Основные виды деятельности практического психолога

1

2-6

4

4

10







3

Работа практического психолога с различными группами детей

1

7- 9

4

4

8







4

Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога

1

10-14

4

4

8







5

Психологическая экспертиза в образовании

1

15-16

4

2

4







8

Защита творческих работ и тестирование

1

17-18




4

4

2
















18

18

36

2

ФПА с оценкой


5. Образовательные технологии

На практических занятиях организуется активная деятельность студентов, направленная на освоение ими общепрофессиональных умений аналитического и конструктивного характера. Для этого используются активные формы и методы обучения:

- работа с опорными конспектами,

- дискуссии,

- микропреподавание и его анализ,

- защита творческих работ.

Предусмотрено выполнение студентами различных видов самостоятельной работы во внеурочное время (см. приложение: Рейтинг-лист по дисциплине «Введение в профессию».

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Виды самостоятельной работы по дисциплине:



  1. Подготовка к семинарам по каждой теме.

  2. Выполнение домашних заданий (подготовка к микропреподаванию).

  3. Самостоятельное изучение отдельных тем.

4. Работа с литературой (составление списка литературы по выбранной теме, составление аннотаций к статьям).

5. Изучение литературы по каждой теме, выполнение практических заданий.

6. Подготовка к практическим занятиям: проведение наблюдения за людьми в транспорте.

Порядок выполнения самостоятельной работы и система контроля смотри рейтинг-план по дисциплине.



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература:




  1. Абрамова Г.С. Практическая психология. -М., 1997.

  2. Божович Л.И. Избранные психологические труды., М.,-1995.

  3. Волкова Е.Н., Ладыкова О.В. Организация деятельности педагога-психолога в системе Нижегородской области. - Н.Новгород, 1997.

  4. Волкова Е.Н., Чулкова М.В. Аттестация педагогов-психологов образовательных учреждений. - Методические материалы.- Н.Новгород, 1997.

  5. Глассер У. Школы без неудачников.- М.,1991.

  6. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. Вопросы теории и практики.-М., 1991.

  7. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии.- М., 1994.

  8. Игнатьева Г.А., Волкова В.О., Шишкина О.П. Дидактика развивающего обучения.-Н.Новгород.- 1998.

  9. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.-М.-1994.

Ю.Максимова С.А. Образовательная деятельность человека . - Н.Новгород, 1998.

П.Макшанов СИ. Психология тренинга.-С-Пб.-1997.

12.Маркова А.К. Психология труда учителя.- М., 1993.

13.Образование педагога \ Под ред. Е.Н.Волковой.- Чебоксары.-1997.

14.Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.-М.-1989.

15.Практическая психология образования \ Под ред. И.В.Дубровиной , М., 1997.

16.Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной.-М.,1991.

17.Романова Е.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. - М., 1992.

18.Я работаю психологом / Под ред. И.В.Дубровиной -М.,1998.

Дополнительная литература:



  1. Абрамова Г.С. Практическая психология, М., 1997г.

  2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1997г.

  3. Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. М., 1979г.

  4. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992г.

  5. Добрович А.Б. Если вы застенчивы...//Детский психолог. 1996г. №13

  6. Ждан А.Н. История психологии М, 1990г.

  7. Казако В.Г. Кондратьева Л.Л. Психология: учебник. М., 1989г.

  8. Литвак М.Е, Профессия - психолог. Ростов на Дону, 1999г.

  9. Немов Р.С. Психология. М, 1994г.

10..Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.,2000г.

11.Платонов К.К. Занимательная психология. СПб, 1997г. 12.Практическая психология для педагогов и родителей./ ред.

Тутушкиной. СПб, 2000г.

13.Практическая психология образования, /ред. Дубровиной И.В, М, 1998 г.

14.Профессионаьный кодекс этики психологов. // вопросы психологии.1990г., №6.

15.Рабочая книга практического психолога, /ред. Бодалева А.А., ДеркачаА.А„ Лаптева Л.Г., М., 2002г.

16.Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Выбор профессии:путь к успеху.

Дубна. 2000г. П.Соколова Е.Е. Тридцать диалогов о психологии. М, 1997г.




8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

- Раздаточный дидактический материал в форме наглядных опор, таблиц, опорных конспектов,


иллюстрирующих сущность практической деятельности педагога - психолога.

  • Телевизор, видеомагнитофон, видеофильмы.

  • мультимедийный проектор, ноутбук, мультимедийные презентации по отдельным темам.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению050400 Психолого-педагогическое образование (профилю подготовки "Психология ")

Автор: Бирюкова Л.А. ст.преподаватель кафедры социальной психологии НГПУ, к.психол.наук.

Рецензент: Ладыкова О.В., доцент кафедры социальной психологии НГПУ, канд. психол. наук.

Заведующий кафедрой: Гапонова С.А., профессор кафедры социальной психологии НГПУ, докт. психол.наук.

Программа одобрена на заседании Ученого совета НГПУ от 2011 года,

протокол №




1.Содержательная характеристика программы.

Тема 1.Общие вопросы организации и деятельности психолога.

Цели и задачи практической психологии. Основные виды деятельности практического психолога. Функции практического психолога. Профессионально важные качества личности практического психолога. Эффективность и качество работы практического психолога. Система отчетности практического психолога.



Тема 2.Основные виды деятельности практического психолога.

Публичные выступления практического психолога. Формы и методы психологического просвещения. Планирование публичных выступлений практического психолога.

Специфические особенности психодиагностики в работе практического психолога.

Психокоррекционная и развивающая работа психолога в организации. Взаимодействие со специалистами по реализации коррекционных программ.

Возможности и ограничения тренинговых занятий.

Консультативная работа практического психолога. Индивидуальное и групповое консультирование.



Тема 3. Работа практического психолога с различными группами детей.

Возрастные, половые, социальные нормативы развития. Отклонения от нормы. Задачи, формы и методы работы с детьми с нарушениями в развитии.

Проблема прогноза развития. Проблема одаренных детей в образовании. Психологические трудности одаренных детей. Специфика основных видов деятельности практического психолога в работе с одаренными детьми.

Девиации поведения детей. Профилактика нарушений детского поведения в образовательном учреждении. "Трудные" подростки и специфика работы с ними.

Взаимодействие практического психолога с разными специалистами по проблемам развития детей.

Тема 4. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога.

Учитель как субъект педагогической деятельности. Факторы субъектности педагога. Субъектность и педагогические способности. Поведенческие проявления субъектного учителя. Развитие субъектности педагога. Формы работы психолога с педагогами с различным стажем профессиональной деятельности. Адаптация молодых учителей в педагогическом коллективе. Проблемы "профессиональной деформации" личности учителей-стажистов.

Взаимоотношения психолога с администрацией школы. Проблемы профессионального и административного подчинения.

Тема 5. Психологическая экспертиза в образовании.

Оценка, контроль, экспертиза: общее и различное. Специфические особенности экспертизы в образовании. Объекты психологической экспертизы. Ход экспертизы. Составление экспертного заключения.

Экспертиза и аттестация педагогических кадров. Анализ имеющихся подходов к оценке труда учителя Возможность их учета при аттестации педагогов.

5. Учебный план.



Наименование тем.

Всего час.

В

том числе










лекции

семинары

практикум

тренинг

Тема1.Общие вопросы орга-
















низации и деятельности пппракти пси-

2

2










.психолога.


































Тема 2.Основные виды дея-
















тельности практического
















психолога в образовательном

12

2

2

4

4

учреждении.
















Тема 3. Работа практиче-
















ского психолога с различны-

10

2

4

4




ми группами детей.
















Тема 4. Психологическое со-
















провождение профессио-
















нальной деятельности педа-

8

2

4

2




гога.
















Тема 5. Психологическая
















экспертиза в образовании.

2

2










Итого:

34

10

10

10

4