04 апреля 2004 года - polpoz.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Работает в данной должности с апреля 2004 года 1 43.57kb.
Г. Москва, Игарский проезд, д 1 28.89kb.
Принят Государственной Думой 22 апреля 2011 года Одобрен Советом... 4 572.62kb.
1. Рабочая группа по универсальному периодическому обзору, учрежденная... 2 549.73kb.
1. Рабочая группа по универсальному периодическому обзору, учрежденная... 2 515.31kb.
План проведения кинофестиваля «Эхо Казанского международного фестиваля... 1 78.95kb.
Программа для специалиста профессионально-образовательного профиля... 4 937.76kb.
Жительница с. Чувашский Калмаюр привлечена к уголовной ответственности... 1 13.71kb.
Номер государственной регистрации 659 гум/бак 6 679.59kb.
Программа юбилейного слета «50 лет туристскому клубу «романтик» Одесского... 1 79.44kb.
С 3 апреля 2010 года канавинский мост начинает работать в ограниченном... 1 52.79kb.
В ред. Федеральных законов от 18. 07 1 37.1kb.
1. На доске выписаны n последовательных натуральных чисел 1 46.11kb.

04 апреля 2004 года - страница №1/1

04 апреля 2004 года.
СТЕНОГРАММА ПРОПОВЕДИ

Грядет Господь на вольную страсть нашего ради спасения…



(слово на Вход Господень в Иерусалим)
Ин.12,1-18
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!
Сегодня вся наша Святая Церковь и мы, как верные чада её, светло празднуем великий Двунадесятый Праздник Вход Господень в Иерусалим или эта неделя ещё именуется неделей Ваий, т.е. неделя пальмовых ветвей, которыми встречали Входящего, согласно древним пророчествам, в Иерусалим, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который шёл на добровольные Страдания и добровольную Крестную смерть.
Очень важно для нас, христиан, живущих более двух тысяч лет от этого события, не просто вспоминать об этом событии и последующих Страстных днях и самой Крестной смерти Господа, а живо сопереживать эти события. Не просто читать о них и вспоминать как что-то когда-то бывшее и как для нас далёкие отвлечённые события, а сопереживать, как самые непосредственные и важнейшие в нашей жизни события.
Ведь, это событие центральное всей человеческой истории, всей вселенной! И оно важнейшее и главнейшее для каждого из нас. Ибо, если бы не было этого Входа Господня в Иерусалим, если бы не было последующих Его страданий и Крестной смерти, а стало быть, и Его Славного Воскресения, то мы были бы обречены на вечные мучения.
Поэтому каждый из нас должен быть безмерно благодарен Господу за то, что Он сотворил, начиная со дня Своего зачатия во чреве Пречистой Матери и заканчивая Своим Славным Вознесением, т.е. за всё, что Он сотворил во время Своей земной жизни, во время Своего пребывания во плоти на земле ради нашего спасения. То ест всё Господь сделал ради нашего спасения во оставление грехов. Никакого другого значения, никакой другой цели, никакого другого смысла Его воплощение и всё, что мы знаем из Богооткровенного учения, из Святого Евангелия о земной жизни Господа не имело, кроме как спасение наших душ, спасение рода человеческого и всех, кто из этого рода произволяют спастись, т.е. произволяют принять то великое искупительное дело, тот великий Божественный промысел, домостроительство спасения нашего, которое устроил Бог, послав Сына Единородного во плоти искупить нас.
И мы должны это празднование воспринимать живо, сопереживать, как бы входить и оно для нас должно быть современным, живым, реальным событием, потому что это так на самом деле. Хотя оно отстоит во времени от нас более двух тысяч лет, но на самом деле это происходит у нас на глазах при нашем участии и с нами. В Духе это так.
И значение этого праздника не только историческое, хотя и это есть, и мы действительно вспоминаем это, как историческое событие, но значение этого Праздника непреходящее, оно имеет духовное значение и оно имеет значение по внутреннему человеку. Не только по внешнему человеку, ибо искуплены все люди, когда-либо родившиеся, или которым ещё предстоит родиться, но и имеет как бы значение и толкование всего, что Господь совершил для внутреннего человека каждого из нас, т.е. для духа нашего.
И тогда все события, связанные с жизнью Господа, становятся событиями нашего духа конкретно каждого из нас. И тогда мы сопереживаем внутри себя, должны сопереживать внутри себя и Рождество Господа, и Его Крещение, и Его проповедь, и Его страдания, и чудеса, и поругание, оплевание, и позорную смерть на Кресте, по тому пониманию, и славную для нас смерть на Кресте, и победу над смертью, победу над дьяволом и бесами, победу над грехом, победу над небытием, которое пыталось как бы утвердиться во вселенной.
Вот это извращение, это состояние великой гордыни, направленное против бытия Божия, оно пыталось утвердиться вопреки Божьему мирозданию и вопреки Божиим законам, Божией воле, утвердиться, паразитируя на бытии. Потому что иначе оно никак не может и существовать.
И поэтому Господь исцелил всё бытие, всё мироздание, всю вселенную Своими, ни с чем не сравнимыми, непостижимыми для нас Страданиями. Т.е. мы можем внешне перечислить эти страдания, пересмотреть их и каждое оценить, но понять всю глубину, всю бездну Божественного смирения и Божественной любви мы не можем. Потому что мы безконечно далеко отстоим от Бога. И наши помышления совсем не такие, как Божии. И наши чувствия тоже совершенно не такие, как Божии.
И поэтому Бог Безконечен, Непостижим до конца, Непознаваем до конца, и поэтому и то, что Он делает для нас не может быть до конца постижимым. Поэтому по мере своих сил мы будем приникать в великую тайну домостроительства Божия, в великую тайну искупления, в великую тайну Креста, смерти и Воскресения Спасителя нашего Иисуса Христа.
И именно после Крестной смерти Господь Иисус Христос из Учителя правды Божией, из Учителя истины, из Учителя Божьей воли, Божьих заповедей и всего Божественного стал ещё и Спасителем. Ибо до этого Он ещё не осуществил само спасение.
И поэтому мы называем Его Спасителем как бы на основании того, что Он это сделает, т.е. это как бы в будущем времени. Да, родился в Вифлееме Спаситель, да, но Он ещё не спас род человеческий. И поэтому Он был Спаситель как бы условно, понятно, что, если Бог определил, что Он спасёт, то Он и спасёт. Поэтому мы можем называть Его Спасителем с самого зачатия, с самого Рождества в Вифлееме. Но собственно Спасителем Он стал и Искупителем (с большой буквы) Он стал в момент смерти на Кресте, когда Он последним Своим словом сказал: «Совершилось!» и испустил дух (Ин.19,30). Вот совершилось само спасение, искупление, которое прошло через всю Его жизнь, но оно завершилось Крестной смертью.
И поэтому в сегодняшнем Праздновании очень важно нам правильно подойти своими чувствами, своими помышлениями, своим осознанием, своим пониманием и сфокусировать своё внимание на Личности Иисуса, Господа нашего, Спасителя, Сына Божия, и именно, что Он доб-ро-воль-но подъял этот подвиг. Т.е. это не было стечение обстоятельств, это не была воля демонов или злых человек, это не была воля случая или произвола тварей. Это было заранее промысленное всей Пресвятою Троицею великое Таинство искупления и спасения рода человеческого.
И мы знаем, что ещё на Фаворе Господь пригласил на беседу к Себе небожителей, душою находящегося ещё на лоне Авраамовом, потому что Рай был закрыт, Моисея Боговидца, и находящегося ещё в теле великого пророка Божия, ревнителя славы Божией, Илию Фесвитянина. И при свидетелях, тогдашних живых людях, трёх Апостолах: Иакова, Иоанна Богослова и Петра, Господь говорил с этими небожителями, с этими святыми Своими угодниками о предстоящем Ему в Иерусалиме. Он явил Свою славу, насколько только могли вместить земные люди, чтобы не умереть от величия и славы Божией. И то, от этой частичной реальной славы, они, как мы видим из описаний Евангелия, пали ниц и были потрясены настолько, что Петр даже не понимал, что говорит, настолько было им хорошо, и блаженное состояние Петра излилось в его словах.
Но здесь важно сейчас нам, в связи с сегодняшним праздником, понять, что речь-то и шла не о чём-то просто великом небесном, а речь шла о предстоящих поруганиях, оплеваниях, бичеваниях, избиениях, издевательствах, насмешках, клеветническом ложном осуждении и Распятии и страшной смерти на Кресте между двумя разбойниками, между двумя бандитами.
Ведь всё злоба продумала!…Это была, действительно, вершина злобы! вершина лукавства! и вершина злорадства! Потому что, если вот придумать как на то время можно было ещё поиздеваться над Сыном Божиим во плоти, то ничего более страшного и худшего придумать было невозможно. Всё было до мельчайших подробностей продумано сатаной, ибо он – автор, он режиссёр всего этого жуткого действа. он боролся с Богом, находясь во плоти. Бог прикрылся плотью, и сатана попался на это, он думал, что Этого Человека, Которого именовали Сыном Божиим, некоторые, Который творил чудеса, для сатаны непонятные, и этот Человек мог быть побеждён, хотя Он победил искушения в пустыне, хотя Он претерпел страдания в Гефсиманском саду душевные, молился до кровавого пота и Ангелы укрепляли Его и в пустыне, и в Гефсимании. И вот с одной стороны сатана недоумевал: как же ж так? Обложенный немощами, Страдающий то голодом, то жаждой, то немощью, то спать Ему надо было, отдохнуть, и Он нуждался даже в человеческом участии, просил побдеть с ним и Петра, и других Апостолов, из числа приглашённых на Гефсиманию, т.е. Иакова и Иоанна Богослова. И они по немощи человеческой не смогли даже быть соучастниками. Они просто уснули по немощи человеческой.
И, тем не менее, Господь укорял их и просил побыть с Ним в эти тяжелейшие минуты Его душевных Страданий. И сатана недоумевал, как же же так при такой немощи и в то же время великой силы чудеса Божии делаются через Этого Человека. И Сам Господь Иисус Христос исповедал Себя Сыном Божиим, т.е. истинным Богом, говорил: «Я и Отец – одно» (Ин.10,30). И всё это, конечно, смущало и сатану и в то же время он купился на то, что раз это Человек, то можно Его победить. Ибо, конечно, сатана по сравнению с человеком имеет куда большие возможности и сил несопоставимо. И если бы Божия сила не удерживала, не ограничивала его возможности, его силы, то страшно представить, что было бы с родом человеческим.
Поэтому это была битва между силами тьмы, возглавляемых самим сатаной, ибо он ещё не был связан, как сейчас, и Богом, пришедшим во плоти. Это была сильнейшая, невиданная никогда до этого, неслыханная брань.

И если на небе брань была между падшими, отступившими от Бога и веры ангелами, которых возглавил сатана и другими – оставшимися верными Ангелами, и Михаил Архангел, возглавивший, так сказать, верных Богу Ангелов, победили и изгнали с неба. То сейчас брань была уже между падшим ангелом херувимом и Самим Богом, воплотившимся ради нашего спасения. Это была битва!


И вот в этой битве сатана на свою сторону приобрёл очень многих людей из тогдашнего окружения Господа Иисуса Христа, т.е. тех людей, которые жили в то время и исповедовали единственно истинную веру на земле, и людей, которые представляли Римскую империю, т.е. тогда ещё исповедующую язычество, и промыслом Божиим которые захватили Палестину и держали здесь свои войска, как на своей территории, приобретённой мечом.
И вот сатана всех этих людей задействовал в своей борьбе, в своей битве против Господа. Это до нас очень хорошо доносит Священное Писание. он нажимал на разные страсти разных из этих людей. Нам приведены только некоторые персонажи, а остальные в целом названы «народом», который тоже был неоднороден. Потому что при Входе Господнем мы видим, что дети, младенцы, т.е. невинные, незлобные младенцы, приветствовали Спасителя, а фарисеи, книжники, первосвященники возмущались и препирались, противились этому, ярили, злобствовали, но, тем не менее, ничего не могли противопоставить.
И это очень важно обратить на это внимание в связи с последующими событиями. Т.е. Вход Господень, когда Человека приветствуют такими великими возгласами «Осанна Сыну Давидову! Слава в вышних Богу!» и идёт хвала, и честь, воздаваемая только Сыну Божию. И Он смиренно воссел на ослёнка и въезжал в город по предсказанию пророков – да сбудутся пророчества, – но даже ученики не понимали в тот момент, что это сбываются пророчества. И только потом уже, после Его Славного Воскресения и Вознесения, когда Дух Святый сошёл на них в Пятидесятницу, они стали разуметь в полноте все эти события и донесли до нас в Священном Писании Нового Завета.
До этого они сами до конца не разумели, что происходит. Они переживали это, но не разумели, что идёт точное сбытие древних пророчеств в отношении и восседания на ослёнка, и входа вратами, которые никогда не были до этого открытыми и после этого никогда уже тоже не были открытыми. Т.е. это специально только на этот день открыли эти ворота и то, что младенцы и сосущие грудь будут славить Господа, и об этом было предсказано.
И всё это сбылось, показывая, что Бог наперёд всё знает и предсказывает через пророков и потом Сам всё это исполняет, но не подавляя волю людей, а используя волю, зная о том, что воля людей будет такая: и злая, и добрая. И вот добрая воля людей как бы в преддверие Его страданий вся сконцентрировалась в этих детях и в небольшом количестве Его последователей, и учеников, и части иудеев, которые уверовали в Иисуса ради Его чуда воскрешения праведного Лазаря.
Сегодняшнее Евангелие от Иоанна, посвящённое этому Празднику, прямо говорит, что многие иудеи уверовали только ради этого. Т.е. если бы Господь не воскресил Лазаря, они бы не уверовали. И вот только эти люди ради этого чуда шли за Господом из взрослых. И только младенцы, которые не могли ещё понимать чуда воскрешения Лазаря действительно от глубины своих душ, своего духа, приветствовали Господа как бы от лица всего человечества. Т.е. они действительно принимали Его, как Спасителя рода человеческого.
И удивительно, они понимали это именно духом, сердцем, а не осознанием! Ибо что может младенец осознавать? Поэтому Бог благоволил, чтобы Его подвиг был непонимаем тогда, неосознаваем, а пе-ре-жи-ва-ем!
Идёт Царь славы, идёт Сын Божий, едет, въезжает смиренно на самом, что ни на есть скромном виде тогдашнего транспорта, т.е. не на верблюдах, не на лошадях, не на колесницах, золотом украшенных, а на ослёнке.
И люди, движимые Духом Божиим или чудом Божиим, постилали свои одежды, резали ветки, но только дети от глубины духа свидетельствовали, что происходит, сопереживая.

И таким образом Господь воздал всем детям, которые пострадали ради Него, вместо Него в Вифлееме, тех 14 000 младенцев-мучеников, первых мучеников, проливших кровь за Христа, тоже неосознанно, т.е. у них не было выбора. Господь обрёк их на заклание, но теперь Он Сам шёл на заклание и за детей, и за всех людей: взрослых, стариков, всех, какие только были, есть и будут. Поэтому Он несоразмерно искупил страдания этих 14 000 младенцев и благословил всех незлобных младенцев на все времена, сказав: «не препятствуйте детям приходить ко Мне» (Мф.19,14)– такова награда детям за их незлобивость, за их преданность Господу, начиная от мучения за Него первых, и встречей Его, уже Грядущего, на страшные искупительные Страдания.


И здесь мы видим, что в этом праздновании Апостолы тоже не понимали, что происходит. Они думали, что, наконец-то, Мессия идёт занять Своё место именно в политической элите Израиля, т.е. возглавить религиозное и политическое правление Израиля, и все обетования они сводили не к духовному пониманию, а вот сейчас к внешнему пониманию, которое было ложно установлено в этом народе.
И поэтому неслучайно даже Апостолы уже при Вознесении Господа говорили: «не в это ли время Ты устанавливаешь царство Израиля?». Т.е. они не вмещали, не понимали тогда происходящего, что это намного более глубоко, более духовно и значимо, чем просто как бы спасение одного, даже пусть единственно верующего на земле народа. Речь шла о спасении всего рода человеческого за всю его историю бытия на земле, т.е. самой природы человеческой искупление происходило.
А в меру своей ограниченности и ложных предпосылок, этих установок, которые существовали уже тогда неправильно в народе, уклонившемся от истинной веры и благочестия. И они были заражены этими ложными ожиданиями и пониманиями.
Это говорит о том, что мы должны быть очень внимательны ко всем происходящим сейчас событиям, веяниям, всем течениям, особенно в наше время, когда средства массовой информации мгновенно до нас доносят всё и любая ложная мысль, ложная идея легко распространяется по сети всех мировых изданий: и электронных, и печатных, и радио, телевидение, всё может сразу человек воспринимать очень быстро. И поэтому очень важно нам особо быть осторожными.
Если Апостолы, которых подготавливал блаженный Предтеча, и затем видели чудеса Господа, свидетельствовали об этом и они поддались влиянию отступнического духовенства своего времени, то как трудно нам в век такого массового воздействия на сознание через средства массовой информации людей устоять от воздействия современного отступившего от Господа и Его истиной веры в Него, так называемого христианского мира и даже православного мира.
Ведь, если сравнивать как бы два состояния, они очень похожи. Ибо Первое Пришествие и Второе Пришествие похожи в этом. Как первое Пришествие предварило отступление истинно верующих тогда людей в ложное ожидание, понимание, т.е. в прелести они находилися. В прелести. И поэтому, обольщённые бесами, они не узнали Мессию, хотя, ведь, знали, что Бог, не приняли Его, не признали. Потому что это шло в разрез с их ожиданиями, с их пониманиями, с их жизненными интересами, полностью противоречило.
Т.е. пришёл Человек, называвший Себя Сыном Божиим, Который сказал, что: «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18,36), а все интересы их были в царстве мiра сего: победить римлян, изгнать их, овладеть всем миром, господствовать и т.д., т.е. у них не было, да, конечно, всё это под прикрытием истинной веры. Но Бог в этих ожиданиях поставлялся «служанкой» этих интересов «Он будет выполнять прихоти и похоти этого богоизбранного народа», т.е. так они думали, что для этого Бог и существует, для этого Он их избрал, чтобы выполнять все их похоти и прихоти в земном понимании: господства, власти, славы, богатства, силы, могущества военного, политического, экономического и т.д. вот они так воспринимали.
И то же самое мы видим в отступническом христианстве. Духовно повторяется. То есть люди тоже находятся в жуткой прелести. Конечно, как бы предмет другой: уже не стоит вопрос об одной нации или о её господстве, но суть же не в этом. Дьяволу всё равно каким предметом погублять людей и обольщать. Важно, что как те уклонились от Бога, так и эти уклонились от Бога, от СВОЕГО Бога, не от чужого, а от своего Бога, от своего Мессии. Только те ещё от Грядущего, пришедшего уже Мессии искупить их, во плоти пришедшего, а эти от уже Искупившего, от уже Спасшего их.
Поэтому это отступление более страшно. Потому что там ещё можно было осознать, покаяться и принять искупление, и уже ожидать Второе Пришествие во своё спасение. А этим уже нечего ожидать. Ибо они отверглись уже самого искупления, они отверглись самого спасения, принесённого на землю, отвергли тоже, попав в обольщение и прелесть.
И главным обольщением сатана избрал вот выхолащивание духовной сути из веры, сохранив внешнюю оболочку лицемерного благочестия – обрядоверие.
И вот живое пребывание на земле Живого Бога во плоти, Совершенного Бога и Совершенного Человека или Личности Иисуса Христа, Его живые, реальные стра-да-ни-я, понесённые ради нас, Его оплевания, поругания, Его дивные и славные чудеса, Его дивное и неизреченное смирение, когда Он умывал ноги Своим ученикам, когда Он терпел все поношения, оплевания, поругания, издевательства, насмешки, жуткие избиения, которые могли много раз пресечь Его жизнь, если только Бог не сохранял, т.е. любой другой человек на Его месте давно бы уже умер под этими пытками. И эта клевета, этот ложный суд, ложные обвинения, этот фарс, это жуткое злодеяние и уступка Пилата ради своих политических интересов...Ведь, он же знал, что Кровь невинная, он же знал, что этот Человек невиновен и стоял у власти.

Как же ты, правитель, можешь осудить невиновного человека, уж не говорим, Бога Человека, а просто даже человека. Если твой закон говорит, что он невиновен, как ты можешь в угоду каким-то людям казнить невиновного?


Вот перенесите на современность. Вот суд вашей страны, допустим, если Россию взять. Верховный суд Российской Федерации современной признаёт какого-то человека невиновным. Невиновным. Т.е. в чём-то обвиняли, но нет, не находим вины в нём. И представьте себе, приходит отступнический «патриарх» Редигер, «митрополиты» и говорят: «нет, вот он нам не нравится, казните его». И глава суда принимает решение в угоду религиозным лидерам казнить невиновного, причём сначала измучить, избить в надежде, что они утолятся хотя бы этой кровью, этими страданиями и злоба их угаснет. Но не сработало. Злоба не угасла. Они напились этими страданиями, но не удовлетворилися. Им нужна была смерть и именно крестная смерть – распятие.
Так и здесь: если бы продолжали эти лидеры требовать смерти, и верховный судия пошёл бы на это, как бы мы к этому отнеслись? Просто человека, опять же говорю, не Богочеловека, как бы это выглядело в наших очах, для нас? Это мыслимое дело? Человек, имеющий власть и поставленный судить справедливо по законам своим, нарушает собственные законы, предаёт невиновного человека на смерть, на страшную смерть, на жуткие поругания и издевательства.

Вот такое произошло и с римлянами, которые хвалились, хвастались своим законодательством. Мы знаем, римское право, которое вошло, так сказать, в историю человечества как основа основ так называемой юриспруденции, ведь, всё построено уже в последствии, все последующие системы во всех странах построены на римском праве.


И вот эта, казалось бы, правовая справедливость была нарушена в угоду религиозным вождям чуждого, чужого для римлян народа, который постоянно был непокорным, пытался поднять восстания, освободиться. Всё это римляне прекрасно понимали и, тем не менее, сатана так всё устроил, воздействуя на личные какие-то струнки, амбиции, страхи Пилата.
И предательство этих духовных вождей, первосвященников, дошло до того, что они отреклись от Бога, сказавши: «мы имеем одного только царя – кесаря», т.е. римского императора, которого они ненавидели, от которого хотели избавиться. Но для того, чтобы добиться крестной смерти Спасителя Иисуса Христа, они готовы были на всё пойти: и отказалися от своего Бога, отказались от своей идеи, т.е. на словах, но это публично было заявлено. Боле того они стали угрожать Пилату, что если он этого не сделает, то они донесут на него римскому императору, что он не друг кесарю, что он покрывает «врага» императора римского, «конкурента, возмутителя спокойствия» и т.д. Т.е. на любую клевету, т.е. по сути они ему объявили войну. Сказали, что: «Пилат, если ты это не сделаешь, то мы найдём и деньги, и средства, и возможности, такое о тебе скажем, что всё равно ты лишишься своего и звания, а то и головы». Вот именно этого испугался Пилат. Он не захотел связываться с этими богоубийцами ради как бы собственного благополучия, естественно, мнимого благополучия, потому что перед ним стоял Бог, Который ему сказал прямо, что ты не имеешь никакой власти надо Мною, если тебе бы не было дано это свыше, только то, что тебе свыше дано, поэтому куда больший грех на тех, кто предал Меня тебе. Ты только орудие. Но орудие не безответное, ты ответишь за это тоже. И мы знаем, что Пилат ответил за свой грех. И грех его был не только против Бога, а и против собственного императора, против закона римского, т.е. он нарушил в угоду злобе первосвященников.

И вдумайтесь, основным двигателем богоубийства были именно первосвященники и священники, фарисеи, книжники и саддукеи, т.е. духовные вожди и лидеры этого народа, этой истинной веры.


Как же случилося, что вера Моисея, угодника Божия, Боговидца, человека, который общался с Богом, творил великие, дивные чудеса, превратилася в его последователях вот в такую жуткую, кошмарную прелесть, которая пошла на богоубийство из зависти, из лютой злобы? Ведь, они противостояли Господу всё время Его жизни, начиная от Его Рождества, когда они Его сдали Ироду великому на убиение и до, собственно, Распятия, которого они добилися. Как бы постоянно были в оппозиции Господу. Потому что они боялись потерять свои земные интересы. Ведь, Господь принёс совершенно другое, неожиданное для них, невиданное, неслыханное учение. Хотя оно было у них в Писании изложено. И Господь постоянно ссылался: «ведь, написано же! Почему вы не разумеете? Много обольщаетесь, не зная ни Писания, ни силы Божией. Потому что вы Писание не духовно понимаете, а плотски. Вы ослеплены страстями своими греховными, вы думаете только о земном, о славе своей, о величии, называться учителями, руководителями, лидерами, первосвященниками и совсем не думаете о внутреннем человеке, о духовном».
И вот отсутствие внутренней жизни, отсутствие внутреннего очистительного подвига, покаянного подвига, того подвига, который проделал царь Давид и оставил нам в Псалтири, и все другие пророки, которые плакали и рыдали и о себе, и о падении человечества, и о своём народе, постоянно впадавшем в идолопоклонство и отступавшего от Господа.
Так вот этого покаяния, этого плача и этого внутреннего делания не знали эти первосвященники, фарисеи и книжники, которые по букве досконально знали всё Писание и все законы, и заповеди Моисеевы. И, тем не менее, они погибали сами и губили всех обращаемых ими в веру истинную, губили тем, что своим качеством, своей прелестью они делали их сынами и дочерями геенны, худшими себя вдвое и много больше худшими себя – об этом сказал Сам Господь. Т.е. не всегда как бы формальная правая вера спасает. Она необходимое условие, но недостаточное. При ней нужна правильная духовная жизнь, действительно соединяющая человека с живым Богом, посредством тех условий, тех средств и способов, какие Бог даровал. И всё это мы именуем верой и благочестием.
Здесь, когда мы говорим слово ′вера′, ′живая вера′, то мы отличаем это от просто верования в догматы и в основные постулаты истинной веры. Это принимаем мы верой эти догматы, постулаты, держим, твёрдо храним, но это только часть нашей веры. Основная вера наша направлена на то, чтобы жить верой. Т.е. каждый день угождать Богу, искать этого угождения, искать волю Божию, как её сотворить, искать правду Божию, искать благодать Божию и жить заповеданным покаянием. Потому что покаяние постоянно помогает нам, подчищает, исцеляет в тех моментах, когда мы уклоняемся по нашей немощи вот в этом поиске в ту или иную сторону от Божией воли, от Божиих заповедей. И вот эти уклонения, они должны врачеваться тут же, немедленно, врачеваться покаянием. И этим как бы возвращать нас опять пред лице Божие, опять соединять нас с Богом Живым. Мы должны постоянно пребывать в Боге, с Богом в живом контакте, этому научаться! Тогда это будет живая вера, тогда это будет живое и истинное благочестие, а не лукавое и лицемерное, как сказал Господь о этих духовных лидерах, слепцах, которых надо оставить, потому что «они только устами чтут Меня, сердцем же далеко от Меня» (Мф.15,8).
Сердце! Вот о чём говорит Господь, вот о чём заботится. «Сыне, даждь Мне сердце твое» (Притч.23,26), т.е. внутренний человек, дух человеческий, именуемый сердцем, об этом и шла речь. Поэтому, если мы внутренним человеком будем далече от Бога, то мы никогда Его не встретим, Входящим в Иерусалим, не увидим на Фаворе, не познаем Его страданий на Кресте, а будем либо с неблагоразумным разбойником ругаться в своих страданиях, изрыгать хулы, ропот, недовольство, либо с первосвященниками и книжниками будем издеваться и говорить: «сойди с креста и уверуем в Тебя; других спасал, спаси Себя; не можешь спасти...» и т.д. и великие страшные прелестные слова, хулы вот такие изрыгалися служителями злобы. И они под видом служителей истинного Бога, по сути, стали прямыми служителями сатаны и его орудиями.
Поэтому неслучайно Господь сказал «ваш отец дьявол». Т.е. в духе вы порождены дьяволом. Потому что Бог такого не создавал. Моисей о таком не говорил и такого не заповедовал. Он сказал: «придёт другой Пророк, приимите Его, послушайте Его, ибо кто не примет Его и не послушает, истребится душа того» (Деян.3,23).
И вот эти души были истреблены из народа, чем? – преданием сатане. И они в лютой злобе, ненасытимой злобе искали Крови. Они искали Его во время земной жизни Господа, когда Он вышел на проповедь: то со скалы сбросить, то схватить, то арестовать. Но Бог не давал, время не пришло. Покамест не нашли предателя среди учеников Господа, ибо он был вор, как говорит Писание, он был одержим страстью сребролюбия. И эта страсть доводила его до воровства.
Т.е. опять-таки, земные люди нашли опору в земном ученике. Т.е. пристрастие к земному в одних и пристрастие к земному в других, и эти стали соработники дьявола в издевательствах и в убийстве Господа нашего Иисуса Христа.
И так будет всегда с нами, если мы будем через какую-то страсть прилежать миру этому, предаваться земному, тленному, скоропреходящему.
И это же наблюдается на отступническом христианстве. Оставлена внутренняя жизнь, пресеклось делание молением Сладчайшего имени Искупителя и Спасителя Иисуса Христа.
А, ведь, если мы осознаем великий подвиг страданий и крестной смерти Спасителя, то мы будем особо, уже с особым пониманием, от особого чувства призывать это имя, как Своего Спасителя и Искупителя, а не просто Бога, Который где-то там далеко, недостижимо для нас. «Господь близь» как сегодня сказано в апостоле. Т.е. Он близко. И поэтому, призывая Его имя, мы тут же вступаем в живое общение с Ним, если мы действительно от сердца, в покаянии, в плаче призываем это имя с целью покаяния, в глубоком смирении, в благоговении. Тогда через имя мы входим в Церковь Христову, и мы на Литургии, если внимательно слушаем, молитва об оглашенных, то в конце об оглашенных идёт возглас священника: «Да и тии с нами славят пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа». Т.е. и оглашенные, ещё некрещённые члены Церкви, а только оглашенные, готовящиеся к святому просвещению, уже приглашаются к призыванию, к прославлению ИМЕНИ нашего Живого Бога Пресвятой Троицы, значит, имени нашего Спасителя.
Значит, через имя они входят в Церковь, ещё до того, как через купель уже войдут туда верными чадами. Т.е. насколько велико имя!
Поэтому не зря Господь сказал через пророков и повторил через апостолов: «Всякий, кто призовёт Имя Господне, спасётся» (Рим.10,13, Иоиль 2,32, Деян.2,21), а не сказал «всякий, кто крестится водным крещением, тот спасётся». Почему? Потому что мы забываем, или не знает, может, кто, что церковь имеет не один вид Крещения водного – это самый распространённый, да, самый известный, и поэтому многие думают, что он единственный. Нет! Церковь имеет ещё несколько видов Крещения. Есть слёзное Крещение, когда человек не мог покреститься водным Крещением, но, умирая, он оплачет себя и обольёт слезами, Бог принимает Его крещённым, ибо это во оставление грехов.
Есть Крещение собственной кровью, когда человек тоже был не крещён, но его схватили, помимо его воли и желания и влекут на смерть, а он исповедует Господа, кается, и его при этом убивают и он проливает кровь, Бог принимает его, как крещённого.
Поэтому не должно бояться быть не крещённым, если в этом нет вашей воли и вашего участия, т.е. ну не может человек покреститься в виду отсутствия священников истинных, нету возможности, бывают такие обстоятельства особенно в наше отступническое время. То этим смущаться не должно. Потому что этим ещё человек не погибнет, если он водного крещения не примет. А вот если он имя Божие не будет призывать, если он не будет внутреннего человека подвигать к Богу покаянием, сокрушением и со смирением, то он погибнет. И наоборот, а если будет это делать, то он не погибнет, даже не имея внешнего водного крещения, ибо Господь ему обязательно даст какой-то другой вид крещения, если не сподобит этого водного крещения. Т.е. вот в чём наша вера. Она в духовной правде, а не в буквальном исполнение каких-то самых правильных Божественных предписаний.
Потому что, если бы всю веру можно было разбить на предписания, то страшно представить, что бы это было. Тогда Бог мог быть задействован любым формальным человеком, чиновником религиозным, который утопает внутри в неверии, а внешне одел одежду, получил диплом или свидетельство, или грамоту, приступил к этому, и он формально по пунктам всё выполняет, и, не смотря на внутреннее неверие, неблагоговение, несокрушение, отсутствие в себе духовных качеств: страха Божия и прочего, он вынуждает Бога по предписанию прийти и сделать то, что хочет человек неверующий. Может такое быть? Можно ли Бога какими-то формулярами, графиками, расписаниями, пусть даже и Им для нас дарованными, привлечь, заставить что-то делать? Это нелепо!
Если даже мы не может другого человека заставить это сделать, ну не говорим уже о средствах греховных, насильных, потому что всё, что насильно, то и не вменяется. Поэтому враг хочет, чтобы мы сознательно, добровольно что-то делали, тогда это особое значение для него имеет. А когда нас заставляют делать насильно, уже теряется то значение. Поэтому и антихрист будет пытаться заставить нас добровольно принять его проклятую печать, а не насильно. Потому что, если будет насильно или обманом, то это не вменяется. А вменяется тогда, когда человек добровольно принимает.
Так и здесь: если мы добровольно принимаем веру, тогда это имеет значение. Если нам навязали её, то как можно? Так как же можно тем более, если человека нельзя заставить насильно верить, не исполнять что-то внешне, а именно верить по-настоящему изнутри, то как можно Бога Живого, Всемогущего, Славного, Недоступного для твари заставить делать что-то чисто по расписанию или какому-то формуляру? Это – безумие!
И это касается не только каких-то второстепенных в вере вещей, а и одного из основных, главного Таинства жизни, Хлеба жизни, Чаши Жизни – Святого Причастия. Если бы мы внимательно проникали в учение Святых Отцов, то мы бы увидели, что и здесь, в этом наиважнейшем для нас источнике жизни, тоже может быть формальный подход, который лишает нас Бога. Ну, если человек подумает, что достаточно прочитать положенные молитвы, прийти на исповедь, сложить голову перед священником, и он положит епитрахиль, прочитает разрешительную молитву формально на формально сказанные грехи, перечисленные, и затем человек формально приходит в храм, открывает рот, а священник выносит и кладёт ему в рот хлебушек, смоченный вином, и что Бог этим самым уловляется и человек овладел Богом через вот этот, установленный церковью механизм? Кто так думает, тот безумец и богохульник! Да, Бог это установил, но это не работает механически, формально, как и всё остальное. Ибо мы видим, к чему приходит формальная вера – к богоубийству. И это было зримое богоубийство. Потому что на Кресте Бог висел, а сейчас это богоубийство произошло незримо. Они опять распяли Господа, уже христиане, первосвященники христианские и православные в том числе, по имени, распяли Господа тем, что они изгнали Духа Святаго из своих таинств, из своих храмов, из своих молитв, треб. И нет Его там. А продолжают манипулировать словами святыми молитвы, святой Литургии, продолжают святые иконы вешать в храмах, святые кресты и формально кланяться и формально всё произносить и формально открывать рот и вкладывать своим формальным чадам вот этот нарезанный хлебушек с вином и думать, что этим они с Богом благодатью… Какое безумие!
Ведь они же не выполняют того, что сказал Господь: «Сие творите в Мое воспоминание». Т.е. это не просто обряд, это не просто какая-то сеть, цепочка манипуляций, пусть даже освящённых молитвами, крестными знамениями и всеми такими положительными и благими действиями, ибо всё равно Бог этим не привлечётся, Бог неподвластен этому. Если Он не хочет, никто не может.
Многие неправильно понимают слова «Дух дышит идеже хочет». Вот встречалось, что многие принимают это однобоко, только в свою сторону. Они толкуют эти слова, что Бог может прийти и на грешников, там, и на еретиков, отступников, а «Он же где хочет, там и дышит!». Но они забывают другое: но Бог не хочет быть с грешниками! Бог не хочет быть с еретиками! Бог не хочет быть с отступниками, и Он об этом сказал! Он сказал даже, чтобы мы не были с грешниками, с еретиками, а отрекалися, уходили и оставляли слепых руководителей, то как же Он заповедав нам это, пойдёт Сам к ним в чашу, в храм? Нелепость! И кто может заставить Его? Вот правильное понимание, что Он, да, где хочет, там и дышит Дух Святый, но Он не хочет дышать в устах или в руках отступников, поправших истину, не сохранивших верность и т.д., и т.д. Не может Бог хотеть того, что противно Его правде, Его истине, Его воле. Поэтому мы не можем заставить Бога ничем, кроме как внутренним живым, трепетным, благоговейным отношением. Если оно сохраняется, если мы действительно в каждой Литургии вспоминаем страдания Господа, сопереживаем, мы понимаем, что это Он обнищал ради нас, Он смирился, оставил Святое небо, Свою вечную славу, блаженство и пошёл на издевательства от тварей, которую Он мог в любую секунду прекратить Своим мановением. Т.е. это ещё один аспект Его страданий.
Вдумайтесь! Мы страдаем иногда, ну, люди страдают иногда, мы знаем, когда их схватят, свяжут, всё, и они уже не могут не страдать, потому что уже от них не зависит, что с ними сделают, то и сделают. Они не могут что-то сделать. А Бог мог. Он мог мгновенно поразить всех, восстающих на Него. Он мог умолить Отца Небесного и Он пошлёт более, чем 12 легионов Ангелов, когда одного Ангела достаточно, чтобы всех врагов Его истребить, а тут легионы, мириады Ангелов пришли бы защищать Спасителя, если б только Он захотел бы этого. Где были бы эти враги?
И Он сдерживал Свою Божественную силу, не включал её ради одного – из любви к нам, чтобы нас спасти. Не о Себе Он думал. У Него не было ни малейшего, даже тени какого-то самолюбия, эгоизма или какого-то о Себе даже заботы какой-то! Даже естественной, безгрешной заботы. Ибо человек не создан для страданий. Бог не создавал человека для страданий, а для блаженства. Поэтому страдания, это уже, к сожалению, вынужденная трагедия человека, а вовсе не радость Бога. То тем более безгрешный Человек, Святой, Совершенный Человек и Бог в одном Лице, ну, никак Он не подходил к страданиям, ни по какому. Если ещё грешного человека, можно, ну сам виноват, согрешил, мол, страдай. То как можно было сказать: «а как же Ты, Безгрешный, страдаешь?».
И Он ограничил Себя, будучи Безгрешным, Святым, Совершенным и, в то же время Всемогущим, ограничил Своё всемогущество настолько, что позволил твари так издеваться: плевать, ругаться, изрыгать злобы, хулы, бить, избивать, одеть в терновый венец, выбить зубы, вогнать иголки от тернового венца в голову ударами палок. А все эти возгласы всенародные: «распни! Кровь Его на детях наших!» и прочие страшные слова. Ведь, это ж было не просто где-то в уединении Его мучили, это было на публике, всенародно, и те, которые вчера слыхали, какие прославления были от детей, от тех, кто поверил в Господа, сегодня они, одержимые дьяволом, требовали крови Его, смерти Его, распятия Его, позорной смерти среди разбойников. Всё было до конца, вплоть до напоения уксусом и желчью, издевательства были до последнего, уже над телом надругалися, мёртвым телом Спасителя, пробив копьём Его, и Господь и это претерпел ради нашего спасения.
И этим истечением из Своих Пречистых ребр Крови и воды крестил и кости Адама, которые находились под Крестом и присутствующего разбойника благоразумного, и ударившего копием язычника Лонгина, сотника, ставшего святым после этого. Всё сделал Господь, попустив это. Это очень важно понимать.
И тогда мы будем каждую Литургию не просто присутствовать формально, полагая, что, если я всё выполнил и мне в рот вложили, то я уже с Богом соединился. Нет. Здесь нет механизма, нет механики, нет автоматики, нет магии. Это живое творческое дело!
И вот что вы сегодня на Литургии сотворите, то и будет. Как вы к этому отнесётесь, так и будет. Бог смотрит на ваше сердце. Если оно раскроется, распахнётся, ели оно откликнется должным чувствованием благоговения, истинного смирения, сокрушения, осознания своей немощи, своего ничтожества, своей мерзости, своего недостоинства Такого Бога, тогда Господь благоволит, Он хочет войти в такое сердце и по Своему желанию Он входит. Не потому, что так предписано, не потому, что так заповедано, а по Своему желанию, хотя и с учётом установленной нормы.
Но тогда норма оживает, становится живое дело, это Божественная Литургия! Тогда, как видели святой Григорий Богослов и другие святые, купол храма или потолок храма расходится и идёт соединение Небесной Церкви славной с земной страждущей воинствующей церковью. Происходит реальное соединение, и Ангелы присутствуют здесь и святые души, кого Бог благоволит в этот день посещают, данный храм, это место, где собирается Церковь в Божественной Литургии. Поэтому Литургия, да, это важное, но тогда, когда на ней происходит живая вот эта связь, живая творческая связь с Богом.
Поэтому мы должны творить воспоминание в честь Него. Воспоминание не о Нём, не прочитыванием, что такое было «а да, такое событие было» – это в человеческом понимании воспоминание, мы событие вспоминаем: «да, где-то когда-то, там, что-то кто-то», а живое воспоминание, что Он для нас сделал.
И вот сейчас, в сегодняшний день, Он опять изволяет ради нашего спасения заклатися. Это было единожды исторически, но духовно это происходит на каждой Божественной Литургии. Он произволяет опять заклатися. Он опять проливает Свою Кровь. Он опять умирает на Кресте.
И поэтому вся Литургия сопровождается Крестом и крестным знамением, и завершается выносом Креста.
Поэтому мы проповедуем Христа Распятого и должны проповедывать Его не только словами, не только проповедями, а и в самой жизни, в самой Литургии, в самой молитве мы должны себя распинать и вспоминать живо Его Распятие, что для нас принесло это Распятие? И тогда мы войдём и в славу Его Воскресения, мы воскреснем с Ним и будем жить с Ним не формально, а истинно, живо, реально, блаженно!
И да будет сие с нами Его великой милостью во веки веков. Аминь!